Инновации со всеми удобствами

Москва создает технологический суперкластер

Власти Москвы развивают идею инновационно-производственного кластера, объединяющего научно-исследовательский и промышленный потенциал мегаполиса в единое пространство для кооперации университетов, стартаперов и инвесторов. Основной упор разработчики намерены делать на организацию коммуникаций между участниками с помощью единой IT-платформы: после нескольких предыдущих попыток организации технологических прорывов в Москве хватает инноваторов, но они плохо связаны между собой и с властями. Идею поддержали президент, Минпромторг и Минэкономики.

Идея создания суперкластера на территории Москвы известна с апреля, когда мэр Сергей Собянин обратился к президенту с просьбой о подготовке соответствующего указа. Его главный аргумент — необходимость кооперации всех сторон: научных институтов, предприятий, технологических компаний и инвесторов. Сейчас в Москве насчитывается 33 технопарка, 39 промышленных комплексов, семь действующих и потенциальных кластеров и особая экономическая зона, возникшие на волне многочисленных попыток стимулирования инноваций. Но эффективного взаимодействия между бизнесом, академическим сообществом, властями и институтами развития так и не сложилось, отмечают эксперты.

В основу проекта суперкластера должен лечь опыт пекинского промышленного парка Чжунгуаньцунь. Как следует из проекта указа, подготовленного в Минпромторге (размещен на regulation.gov.ru), оператором кластера будет учрежденный мэрией фонд «Инновационно-производственный кластер г. Москвы» — в его совет войдут мэр, помощники президента, глава РАН, президент Курчатовского института, ректор МГУ, главы госкорпораций «Ростех», «Росатом», «Роскосмос», АО «Роснано» и президент фонда «Сколково».

По словам одного из разработчиков концепции, завотделом Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Евгения Куценко, московские технопарки заполнены практически полностью, ассортимент мер их поддержки широк, но скорость и качество взаимодействия между участниками требуют улучшений. Развитие кооперации будет способствовать реализации крупных инвестпроектов и активизации импортозамещения, «в том числе в результате ускоренного наращивания инфраструктурного и кадрового потенциала, развития сети конкурентоспособных поставщиков и сервисных организаций и учета потребностей бизнеса при территориальном планировании»,— рассчитывает замглавы департамента стратегического развития и инноваций Минэкономики Никита Пономаренко. По словам экс-руководителя РВК и главы «Орбита Капитал Партнерз» Евгения Кузнецова, речь идет о включении Москвы в глобальный процесс кластеризации: «В мире есть 10–15 инфраструктурных площадок, предоставляющих среду для технологических компаний. Между ними и выбирают стартапы и инвесторы. Участие Москвы в этой гонке — вещь необходимая и правильная. Но существующей инфраструктуре не хватает связности, характерной для Лондона, Сан-Франциско или Шанхая».

Речи о дополнительных льготах и преференциях для участников кластера нет — их в Москве и так с избытком, указывают эксперты. Упор будет сделан на консультационную и организационную поддержку, сопровождение при взаимодействии с властями и помощь в получении грантов и венчурного финансирования. Участники смогут рассчитывать и на поддержку экспорта — льготное финансирование поставок и компенсацию затрат на зарубежные выставки, отмечают в Минэкономики.

По словам главы компании «Sherpa S Pro», основателя международного воркшопа «Инновации и кластеры: бизнес-возможности» Евгении Шамис, кластер должен стать аналогом МФЦ — «площадкой, действующей по принципу единого окна, куда бизнес будет обращаться за сервисами и информацией». Одним из таких механизмов должна стать коммуникационная платформа, говорит Евгений Куценко,— она может включать «цифровых двойников» участников, банк совместных проектов, автоматизацию подачи заявок на поддержку, биржу контрактов и внутренний рейтинг активности предприятий. По словам Никиты Пономаренко, платформа также должна помогать поиску партнеров в других кластерах (включая зарубежные) и клиентов и встраиванию в цепочки поставок крупных поставщиков.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3706559