Энергия в оранжевом цвете

Нобелевская премия по химии в этом году присуждена за разработку технологии литий-ионных аккумуляторов. Лауреатами премии стали американский физик Джон Гуденаф, британский и японский химики Стэнли Уиттингем и Акира Есино. 

Литий-ионные батареи — это быстро перезаряжаемые и мощные аккумуляторы, которые используются во многих областях, начиная от мобильных телефонов и заканчивая электромобилями. Как говорится в сообщении Нобелевского комитета, литий-ионные аккумуляторы произвели революцию в обществе: «Своей работой лауреаты премии по химии этого года заложили основу беспроводного, свободного от полезных ископаемых общества». 

Принципиальная особенность литий-ионных батарей заключается в том, что они основаны не на химических реакциях, разрушающих электроды, а на перемещениях ионов лития, протекающих между анодом и катодом. Эти аккумуляторы дороже батарей других типов, но служат в несколько раз дольше, могут запасать больше энергии на единицу массы и объема, удобны в эксплуатации. В столице разработкой и производством таких экономичных накопителей энергии занимается компания EnSol, расположенная в особой экономической зоне «Технополис «Москва». Среди ее заказчиков — организации разного масштаба, от небольших складских комплексов до крупных логистических центров, а также различные производственные предприятия, торговые центры и аэропорты. Аккумуляторы EnSol хорошо зарекомендовали себя при использовании в складской, промышленной, клининговой и аэродромной технике.

Прежде всего человек

Учредитель EnSol Тимур Рахими рассказал, что история компании началась с идеи разработки экономичных накопителей энергии для промышленной техники.

«Меня не покидала мысль, что литий-ионные технологии помогут промышленным компаниям сэкономить и облегчат труд рабочих на складах. Идея про уменьшение нагрузок на специалистов складов и тех, кто трудится на электрооборудовании, понравилась Константину Клейну (впоследствии второму учредителю компании), — вспоминает Тимур Рахими. — Мы оказались в нужное время в нужном месте: познакомились в компании друзей в кафе. Я искал единомышленников, а Константин — идею для бизнеса. Так в 2012 году появилась компания EnSol, которая из стартапа выросла в лидера энергоэффективных решений».

Для создания прототипа литий-ионной батареи использовали собственные средства. Сначала аккумулятор EnSol выглядел как серый куб с отпечатком ботинка на одной из сторон, а затем, чтобы сделать батарею более заметной, решили использовать яркую окраску — так оранжевый цвет стал особенным на рынке литий-ионных батарей. Появился первый заказчик, европейская фармацевтическая компания Oriola KD, которая поверила в эффективность литий-ионных технологий.

«Это была батарея с напряжением 48V, емкостью в 300 А/ч для ричтрака. В то время емкость подбиралась методом проб и ошибок. Шаблона, также как и опыта в этом направлении, не было ни у одного производителя и разработчика. EnSol стала первопроходцем, причем успешным», — отмечает Тимур Рахими.

Когда риск оправдан

Литий-ионные аккумуляторы предприятия попадают в поле зрения компаний с большой загрузкой техники, в том числе складских комплексов, производственных заводов. Признание продукции международными гигантами, такими как французская FM Logistic, произошло благодаря тому, что новинки EnSol приносили ощутимый экономический эффект производству. «Подобные компании всегда стремятся в лидеры, поэтому охотно вкладываются в новые направления. Желание работать еще эффективнее и при этом экономить — главная цель. Не боясь новшеств такие компании выбиваются в лидеры», — уточняет Константин Клейн.

На тот момент офис компании находился на Фруктовой улице в Москве, а производство — на территории Московского завода счетно-аналитических машин. Разместить предприятие на территории Технополиса «Москва» (сейчас это одна из площадок одноименной особой экономической зоны) руководству EnSol посоветовали из фонда «Сколково».

«Преимуществами работы в Технополисе являются удобная инфраструктура, близость офиса к производству, локализация площадки в столице, что позволяет привлечь высококвалифицированных специалистов в свои ряды. Постоянно пользуемся услугами логистического центра и таможенного поста. В отличном конгресс-центре проводим мероприятия. Благодаря продуманной инфраструктуре площадки есть возможность наращивать производственную площадь по мере роста компании. Одним словом, все, что нужно бизнесу — сконцентрировано в одном месте», — рассказывает операционный директор компании EnSol Марат Хабибуллин.

На службе в Москве

Новые литий-ионные технологии EnSol используют «Московский монетный двор», «Гознак», в аэропорте «Шереметьево» и торговых центрах «Мега» аккумуляторами компании оснащена клининговая техника, что помогает практически без простоев содержать в чистоте большие площади, тем самым заботясь о людях. 

«Продукция компании приносит ощутимый экономический эффект. Погрузчики на литий-ионных аккумуляторах не требуют особого обслуживания и тем самым освобождают персонал для решения других задач. Срок службы литий-ионного аккумулятора в 2-3 раза больше срока службы свинцово-кислотного (3000–5000 циклов против 1200-1500). Кроме того, литий-ионный аккумулятор можно заряжать в любое время и в любом помещении», — отмечает Тимур Рахими.

Еще две воздушные гавани столицы — аэропорты «Домодедово» и «Внуково» для аэродромной техники применяют батареи компании и инновационную разработку EnSol FROST, которая позволяет аккумуляторам работать при минусовых температурах без потери преимуществ литий-ионных технологий. Транспортировка багажа, подача пассажирских трапов происходит без заминок, и в пиковые загрузки техника справляется без проблем. 

Одним из своих преимуществ компания EnSol считает выпуск батарей, соответствующих самым высоким экологическим требованиям. Аккумуляторы абсолютно герметичны и не выделяют токсичных веществ и опасных газов, вредных для людей и окружающей среды. Традиционная свинцово-кислотная батарея при эксплуатации выделяет водород, который при взаимодействии с кислородом может образовывать взрывоопасную смесь. Литий-ионная батарея исключает данный риск. К тому же, в отсутствие процедуры замены батарей, требуемой в случае со свинцово-кислотной, оператор не подвергается риску получения травм.

Благодаря своим «зеленым» качествам аккумуляторы EnSol используют на продуктовых складах и производствах. К примеру, это «Ашан», «ВкусВилл», X5 Retail Group («Карусель», «Перекресток»).

Заглядывая в будущее

Компания EnSol была первой в производстве энергоэффективных решений в России и остается лидером их интеграции по всему миру.  Разработка EnSol, система активной балансировки (BMS) Battery Equalizer, запатентована на территории РФ, Западной Европы, Северной Америки и Японии. География поставок литий-ионных аккумуляторов EnSol охватывает все регионы России, СНГ, многие европейские страны, Канаду и Америку. 

В планах предприятия дальше развивать направление, совершенствовать литий-ионные технологии, повышать эффективность работы этой сложной и высокотехнологичной отрасли, продолжать помогать людям в ежедневном труде. Перспектива на ближайшее время — увеличивать присутствие на международных рынках, в том числе в США. У компании есть технологическое преимущество перед конкурентами, и в истории EnSol будет еще много успешных страниц.