5 ошибок в написании текста

Хороший текст нужен везде: для сайта, рассылки, пресс-релиза или поста в социальных сетях. Чтобы текст работал на бизнес, его нужно написать так, чтобы читателю захотелось прочесть до конца. Заместитель управляющего директора по PR, пресс-секретарь ОЭЗ «Технополис «Москва» Мила Кретова рассказывает, каких ошибок нужно избегать при написании текстов.

Тексты могут быть разные по формату и преследовать разные цели. Но есть общие ошибки, которые делают их нечитабельными и бесполезными.

Ошибка 1. Отсутствие структуры

В ситуации постоянного потока информации - а это наша реальность - разбираться в хитросплетениях чужих идей времени нет. И желания тоже. Хотите чтобы вашу мысль поняли - доносите ее доступно. Лучше по пунктам. Выделяйте главную идею, затем добавляйте детали. 

Читатель должен понимать, что он не зря потратил время на чтение. Например, получил новую информацию или позитивные эмоции. В первом случае текст должен обозначать проблему, раскрывать ее особенности и давать ключ к решению. Во втором - создавать настроение за счет интересной и живой подачи контента.

Делите текст на абзацы - полотно хуже читается.

Ошибка 2. Много букв

Лонгриды уходят в прошлое. Для этого есть много вполне объективных причин: мы чаще стали читать с небольших экранов смартфонов и от длинных текстов устают глаза, у нас меньше времени на осмысление информации, потому что ее слишком много.

Самая модная книга профессиональных райтеров называется «Пиши и сокращай». 

Сокращайте предложения. Все, что можно разбить на разные предложения - разбивайте. Безжалостно убивайте все, без чего смысл предложения не теряется. Частая ошибка - это обилие местоимений. Метафоры можно оставить, чтобы текст не был сухим, но злоупотреблять ими не стоит.

Ошибка 3. Ненужные детали 

Как правило, ненужными деталями часто грешат пресс-релизы. Компании хочется рассказать о своих успехах и/или внутренних событиях, которые читателям абсолютно не интересны.

Прежде чем опубликовать текст на сайте, в профиле или разослать в СМИ, оцените контент критично. Кто ваша аудитория? Действительно ли ей пригодится та информация, которую вы собираетесь предложить? 

Ошибка 4. Канцеляризмы

Канцелярский стиль сильно грешит тяжеловесными фразами с обилием причастных и деепричастных оборотов. Отличный пример такого стиля - официальные документы и тексты законов.

Все это оправдано, когда нужны максимально точные формулировки, но читать такие тексты тяжело, поэтому любых намеков на канцелярский стиль нужно избегать.

Маркеры канцелярского стиля - это такие фразы как «данное предложение является уникальным», «исходя из текущей ситуации», «между компаниями было заключено соглашение, основной задачей которого является регулирование взаимоотношений сторон с целью…» и т.д.

Профессиональная терминология тоже иногда отдает канцеляризмами. Ее нужно использовать аккуратно. Если текст узкоспециализированный и читать его будут только специалисты, отраслевое суахили уместно. Но если аудитория более широкая, термины имеет смысл использовать только в том случае, когда без них не обойтись.

Ошибка 5. Стилистика

Самая частая стилистическая ошибка - это тавтология: использование в одном предложении или абзаце одинаковых или однокоренных слов. «На переговорах говорили», «в связи с проблемами связи» и т.д. В интернете есть сервисы, которые помогают искать слова-синонимы. Например, synonymonline.ru или sinonim.org.

Еще одна популярная стилистическая ошибка - смешение интонаций в тексте. То есть текст начинается в сдержанном официальном ключе и в какой то момент становится разговорным. Или наоборот.

Лайфхак: опытные редакторы перед публикацией текста всегда читают его вслух. Так все огрехи сразу становится видно.