Взлет станет последним

Силовикам дадут право сбивать беспилотники

В Госдуму внесен законопроект, согласно которому беспилотникам запретят летать над критически важными объектами вроде электростанций, химических производств, портов и вокзалов, а также в небе над футбольными матчами, концертами или фестивалями. У полицейских и других правоохранительных ведомств появится законное право сбивать или отбирать у владельцев залетевшие "не туда" дроны. Согласно законопроекту, разрешается подавлять или преобразовывать сигналы дистанционного управления дронами-нарушителями и изымать у владельцев всю систему или отдельные ее части.

Беспилотникам, согласно законопроекту, будет запрещено летать над объектами государственной охраны и трассами их проезда, охраняемыми объектами и прилегающими зонами. Также в тексте упоминаются территории, где проводятся неотложные следственные действия, оперативно-разыскные и антитеррористические мероприятия. Кроме того, дроны не смогут летать над местами выполнения своих задач Росгвардией.

Полеты беспилотников будут ограничиваться или запрещаться и над местами проведения любых массовых мероприятий. Речь идет обо всех фестивалях, праздничных гуляниях, концертах, митингах, велопарадах и т.п.

Полиция, в соответствии с проектом закона, получит право "временно ограничивать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над местом проведения массового мероприятия и прилегающей к нему территории".

О необходимости введения таких ограничений полиция должна будет уведомить Росавиацию и организаторов массового мероприятия.

Полномочиями по регулированию использования беспилотников предложено также наделить Росгвардию, Федеральную службу охраны и ФСБ.

"Поправки не вводят новых ограничений или запретов на использование беспилотников, их цель - упорядочить законодательство, поскольку массовое использование беспилотников стало возможным совсем недавно, и многие правовые вопросы, в первую очередь касающиеся безопасности их использования и защиты жизни и здоровья граждан, остаются неурегулированными", - пояснил один из авторов документа, председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.

Пискарев добавил, что в основном сейчас использование беспилотников регулируется подзаконными актами и ведомственными приказами. Так, в Москве, по его словам, использование без разрешения коптеров, дронов, авиамоделей в пределах МКАД полностью запрещено с 2016 года, но не законом, а приказом министерства транспорта.

"Однако, если такого ограничения, как в Москве, не введено, то "места массового скопления граждан, объекты и отдельные территории, над которыми запретные зоны не установлены, оказываются беззащитными перед возможными угрозами, связанными с использованием беспилотных летательных аппаратов", - подчеркнул Пискарев.

Авторы законопроекта поясняют, что с помощью дронов можно доставлять взрывные устройства и оружие, распылять отравляющие вещества в местах скопления людей, распространять наркотики, транспортировать контрабанду, а также передавать информацию и различные предметы заключенным.

В пояснительной записке к законопроекту приводится статистика, согласно которой в России с января по сентябрь 2017 г. пользователи приобрели более 57 тыс. дронов. Предполагается, что к 2035 г. над нашей страной будут одновременно летать около 100 тыс. беспилотников.

Авторы законопроекта приводят в пример случаи, когда несанкционированные полеты дронов представляли угрозу безопасности людей. "Думается, что на первое место здесь должны выйти задачи недопущения проведения полетов беспилотников над территориями проведения массовых мероприятий, а не сбивания беспилотников непосредственно на месте, что само по себе может иметь весьма неприятные последствия. Основной же целью указанного законопроекта является упорядочивание законодательства в данной области", - прокомментировал "РГ" ведущий эксперт в области беспилотной авиации Денис Федутинов.

По словам Василия Пискарева, законодательное регулирование использования беспилотников - общепринятая мировая практика. "При подготовке законопроекта мы использовали опыт регулирования полетов беспилотных воздушных судов в США, Канаде, Китае, странах Евросоюза", - сказал парламентарий.

"У России вектор больше похож на китайский, чем на европейский или американский, - отметил в беседе с корреспондентом "РГ" исполнительный директор юридической компании Дмитрий Семенов. - Европа и Америка идут по пути регулирования использования БЛА. Европейские страны считают, что регистрация БЛА необходима, в то время как в США в мае 2017 года Верховный суд отменил требования по регистрации БЛА, которые не используются в коммерческих целях".

"Мне кажется, нужно регулирование этой отрасли, а не тотальный запрет и право сбивать имущество граждан. Кроме того, законодателям следует классифицировать виды БЛА не только по весу, но и по максимальной высоте и оборудованию. Естественно, в закрытом воздушном пространстве БЛА делать нечего, но закрывать все воздушное пространство страны или требовать разрешение на использование детских игрушек не разумно", - считает юрист.

"В пояснительной записке к законопроекту указано, что правоохранители пока что не имеют права сбивать беспилотники, несанкционированно бороздящие воздушное пространство, - отметил адвокат Андрей Орлов. - Однако их все же почему-то сбивают, иначе авторы законопроекта не стали бы сетовать на то, что "применение подобных мер безопасности зачастую влечет за собой предъявление к органам власти гражданских исков о возмещении причиненного ущерба". Наделение силовиков новыми полномочиями, по замыслу законотворцев, может оградить государство от подобных небезосновательных исков.

Напомним, с 5 июля 2017 г. действуют положения Воздушного кодекса, согласно которым дроны с массой от 0,25 до 30 кг должны проходить обязательную регистрацию в Единой системе организации воздушного движения России. По сути, под эти требования не попадают только воздушные змеи, а все дроны, начиная с игрушечных моделей воздушных судов, уже должны ставиться на учет.

Если же владелец дрона намерен запустить свое устройство в воздух над каким-либо населенным пунктом, он должен получить разрешение от органов местного самоуправления. Что касается фото- и видеосъемки, которую может осуществлять дрон, то такая съемка классифицируется как авиационные работы и требует прохождения специальной сертификации владельцем дрона.

Нарушение правил использования беспилотников, согласно действующему законодательству, может караться штрафом от 2 до 500 тыс. руб.