От бэби-бумеров до Z-тов: как управлять разновозрастной командой

Лариса Филатова, HR-директор ОЭЗ «Технополис «Москва».

Одним из основных заметных трендов в области управления персоналом в прошлом году стали разнопоколенческие команды. Различия в общении и привычках работы каждого поколения становятся более очевидны. Будут ли сотрудники чувствовать себя счастливыми и быть продуктивнее, или обстановка в компании будет напряженной и сложной из-за разницы поколенческих особенностей - зависит прежде всего от руководителя.

Кто так работает?!

Сотрудники в возрасте от 25 до 34 лет и те, кому за 55 и старше, используют разные инструменты для общения: более трети молодых коллег предпочитают работать, обмениваться информацией через электронную почту или мессенджеры, в то время как те, кому за 55, почти всегда выбирают телефон.

Молодые сотрудники готовы решать рабочие вопросы на ходу, за чашкой чая или во время перекура, более старшее поколение предпочитает специально организованные встречи с повесткой и под протокол. Для них важен регламент.

Если в команде собрались сотрудники разного возраста, выстраивать рабочие процессы приходится в том числе и исходя из специфики бизнеса. Например, в крупных финансовых структурах или на сложных производствах, где законы и жесткие инструкции являются составной частью бизнес-процессов, необходимо подстроить молодых сотрудников под более опытных. А вот в бизнесе, связанном с креативом, в том числе и инженерным (!), старшим придется перенимать рабочие привычки младших. Так будет эффективнее.

Да он мне в сыновья годится!

Все чаще можно видеть, как кто-то младший управляет кем-то более старшим. Возрастные неравенства в офисе сегодня наиболее разнообразны, чем когда-либо раньше. Нередко 30-летние управляют 50-летними, или даже встречаются специалисты в возрасте 22 лет, которые работают с 65-летними коллегами. И зачастую это приводит к напряженности. У одной стороны возникает удивление: «Почему я, такой матерый и опытный, должен подчиняться какому-то юнцу?». В то время как другая сторона тоже чувствует себя небезопасно и задается постоянным вопросом: «Как же мне быть? Надо нанять кого-то еще (помоложе себя!) или может проще делать все самому?». Уже сегодня почти треть сотрудников работает на босса, который по крайней мере на 10 лет младше их.

Если во главе более старших коллег оказался молодой сотрудник, значит, скорее всего, у него есть нужная такой команде специальная компетенция. Ему же, в свою очередь, стоит оценить навыки коллег и разобраться, как их максимально эффективно использовать для решения поставленной задачи. Чтобы не настроить людей против себя, нужно обязательно дать им понять, что их экспертность никто под сомнение не ставит, и не стесняться просить помощи у старшего поколения, используя при этом возможность научить их чему-то новому, более современному и востребованному.

Как мотивировать разновозрастных коллег?

Самое главное, по возможности, отказаться мотивировать всех одинаково. Потребности у представителей разных поколений разные и это надо учитывать.

Индивидуальная работа с HR (или разговор с генеральным директором, если компания небольшая) поможет разобраться с тем, кого и как мотивировать. Здесь вопрос не в возрасте сотрудников, а в знании руководителем своих подчиненных.

Нужно общаться с людьми, чтобы понимать, «кто чем дышит». Мотивация должна быть индивидуальной: кто-то обрадуется возможности время от времени работать из дома, кого-то драйвят интересные задачи, ну а кому-то важно иногда пообщаться с руководителем «без галстуков» и открыто обсудить текущие проекты и свою работу.

Чему учить разные поколения?

Концепция постоянного обновления знаний на протяжении всей жизни (lifelong learning) становится основополагающей при планировании своего профессионального развития. И кроме специального профильного обучения все большую актуальность получает развитие навыков общения, управления знаниями. В этом контексте коучинг и менторинг выходят на первый план, поскольку, несмотря на всеобщую гуглизацию, мы абсолютно точно можем учиться друг у друга, не просто узнавая что-то о чем-то, но и обучаясь и развивая себя в процессе общения.

Однако важно понимать, что разные поколения по-разному воспринимают информацию. И образовательные программы должны это учитывать. Бэби-бумеры и «иксы» любят прописанные инструкции, умеют читать длинные тексты и слушать длинные лекции. «Игреки» и «зеты» эффективнее обучаются в игровой форме. 

Как подружить поколения?

Научите их учиться друг у друга. Ни для кого не секрет, что сотрудники в промежутке от 28 до 38 лет наиболее сильно перегружены на работе: у многих из них еще есть дети или другие члены семьи, о которых они должны заботиться, боссы, на которых они должны производить впечатление успешных, клиенты, которые тоже ожидают высокого уровня сервиса и прочее. Сталкиваясь с таким большим количеством различных требований к себе, люди понимают, что в какой-то момент перестают контролировать ситуацию, что-то не успевают,