Экосистема для бизнеса

Мария Кирюшина, специалист пресс-службы ОЭЗ «Технополис «Москва».

Экосистема в первоначальном толковании слова относится к основным понятиям в экологии и означает сообщество живых организмов, среды и условий их обитания, совокупность связей и взаимодействия между ними. Впервые термин был предложен в 1935 году английским ботаником Артуром Тенсли, а в 1900-х годах концепция экосистемы стала употребляться по отношению к предпринимательству.

Не только природа

Экосистемы бывают естественными и искусственными. Первые (море, тундра, лиственный лес) функционируют автономно, вторые (фермерское хозяйство, ветряные мельницы, даже аквариум) - созданы и поддерживаются человеком. Элементы экосистемы взаимно зависят друг от друга. Понятие экосистемы как искусственно созданной платформы получило на сегодняшний день широкое развитие и может применяться в совершенно разных сферах: экономике, промышленности, бизнесе, финансах, науке. Город, например, тоже является своеобразной экосистемой. 

Любой бизнес, как динамично развивающийся проект, состоит из множества взаимосвязанных деталей и создает продукт в условиях окружающей его среды - и это тоже искусственная экосистема. 

Отличный пример экосистемы в сфере интернет-торговли - китайская Alibaba Group. Все ее составляющие работают на выполнение потребностей как покупателей, так и продавцов. Основной бизнес группы представляет собой торговлю между компаниями по схеме b2b и розничную онлайн-торговлю. Кроме этого, в состав Alibaba Group входят финансовое подразделение Ant Financial, облачные сервисы Aliyun, логистическая сеть Cainiao, сервис онлайн-рекламы Alimama, киностудия, браузер, видеопортал и операционная система. Онлайн-торговля группы постепенно привлекает в свою экосистему игроков с мирового рынка - AliExpress (входит в Alibaba Group) является одним из самых популярных онлайн-ресурсов в России.

Корпорация Google создала экосистему для работы. При помощи Google инструментов (документы, таблицы и презентации) можно создавать файлы на любом устройстве и работать над ними вместе с коллегами, в том числе и в офлайн-режиме. А для хранения контента пригодится безопасный облачный сервис Google-диск. 

Одним словом, любой бизнес стремится выстраивать вокруг себя экосистему. 

Экосистема промышленная

Промышленность тоже создает свою экосистему. И формируется она на индустриальных площадках.

Какие условия необходимо обеспечить для развития индустриальной площадки как экосистемы: что поможет ее деталям-резидентам расти? Требований множество и почти все они могут изменяться. Это и производственная инфраструктура, инженерная база, налоговые льготы, связь, охрана, паркинг, почтовое обслуживание, логистический центр, транспортная доступность, точки питания и отдыха. Но все вышеперечисленное не будет работать, если за ним не поставить человека. Так что еще одной деталью, если не самой важной, то лидирующей, выступает управляющая команда.

Любая экосистема постоянно развивается. «Подпиткой» для прогресса экосистемы индустриальной площадки вполне способны стать детский технопарк с участием в его работе резидентов, система профориентации молодежи, учебные центры, ЦМИТы, хакатоны, чемпионаты профессионального мастерства - все это может базироваться и проводиться на территории индустриальной площадки. Расширению экосистемы будет содействовать и мощная социальная инфраструктура - спортивный центр, парк для семейного отдыха, детский сад, возможно, даже музей (как на территории ОЭЗ «Технополис «Москва») - чтобы человек мог не только работать, но и отдыхать и развиваться. 

Экосистемы создаются практически во всех сферах бизнеса: такси, торговые центры, индустрия путешествий… С развитием интернета и IT-решений традиционное понимание бизнес-процессов меняется. Для успеха вновь нужна кооперация возможностей - экосистема.