Кластеризация как тренд: почему именно сейчас

И.о. генерального директора ОЭЗ «Технополис «Москва» Игорь Ищенко.

В последнее время кластеризация стала почти таким же модным словом, как «инновации» и «нанотехнологии». Однако, если немного знать историю экономики, становится понятно, что новый термин опирается на старые, проверенные годами бизнес-процессы и сейчас самое время пересмотреть их, модернизировать и использовать.

Советский союз довел до абсолюта принцип промышленной кооперации в производственных цепочках. НИИ рождали идеи, затем система отраслевых министерств формировала техническое задание и подбирала производителей. Собственно, кооперация - это прародитель кластеризации. Разница в системе организации национальной экономики. В Союзе не было необходимости учитывать конкуренцию и, соответственно, уделять большое внимание оптимизации процессов. На предприятиях не проводили глубокого анализа рынков и не задумывались о трендах развития индустрии. За исключением, пожалуй, авиационной, космической и машиностроительной отраслей особенно в военной компоненте.  В остальном производства, в том числе и ориентированные на конечного клиента, были системно не способны учитывать сигналы рынков, инжиниринговые тренды и обеспечивать схемы сервисов. Кооперация на всех стадиях производства никак не сказывалась на оптимизации процессов, и не существовало задачи за ее счет снизить стоимость продукта, чтобы сделать его более конкурентоспособным.

Кластеризация сейчас это не просто система производственных отношений, это экосистема, в которой синтезированы разные, казалось бы, вещи - от клубов по интересам до прикладной инфраструктуры.

Кластеризация - новый социально-экономический формат общения между бизнесом и людьми, нахождение оптимального баланса на всех стадиях создания и вывода продукта на рынок с целью минимизации его конечной стоимости. Именно сочетание деловых и личных интересов делает кластеризацию таким привлекательным и востребованным форматом работы во всем мире.

Скорость

У каждого бизнеса есть задача увеличивать долю рынка и приносить прибыль. Сейчас скорость вывода новых продуктов постоянно увеличивается. Даже очень хороший и нужный продукт должен появиться вовремя, иначе время будет упущено и прибыль тоже.

Принцип кластеризации дает возможность не только распределять процессы и разделять ответственность, но и зачастую, располагаясь в одной локации, работать как единая производственная цепочка. Все участники цепочки заинтересованы в том, чтобы максимально быстро создать продукт, вывести его на рынок и получить деньги. Во-первых, компании экономят время на поиск партнеров, ведь кластер - это по сути маркетплейс, на котором каждый бизнес может заявить о себе заинтересованной аудитории. Во-вторых, например, в технопарках процессы взаимодействия между участниками кластеров максимально упрощены, даже небольшие игроки могут легко найти выходы на крупные компании.

Конкурентоспособность

Продукт становится продуктом только в тот момент, когда на него есть спрос и он продается. Принцип кластеризации помогает экономить на операционных расходах и в конечном итоге предлагать рынку конкурентные цены. Чаще всего кластеры появляются в технопарках и особых экономических зонах, а там для резидентов существует ряд льгот, позволяющих существенно сокращать издержки.

С другой стороны, резидентов индустриальных площадок никто не ограничивает в выборе партнеров. Любая компания может посмотреть на участников кластеров в технопарках и ОЭЗ и предложить им сотрудничество.

Современная экономика мотивирует предприятия группироваться в локациях. Так происходит сближение профессиональных культур, ведь новые прорывные решения появляются на стыке разных технологий. Кроме того, кластер способствует профессиональному развитию кадров. Все работает на повышение конкурентоспособности.

Креативность

Как правило, в кластеры собираются компании, доказавшие свою профессиональную состоятельность. Например, чтобы стать частью кластера технопарка, нужно быть его резидентом, а получить этот статус может далеко не каждый бизнес.

Кооперация лучших представителей профессионального сообщества позволяет создавать по-настоящему креативные концепции. В современной экономике мало сделать хороший продукт. Его надо грамотно упаковать и, более того, продумать, какие услуги будут прилагаться к этому продукту, потому что для успеха нужно предлагать комплексные решения. А в кластере их придумывать легче.

Самореализация

Даже в бизнесе не все меряется деньгами. Особенно хорошо это ощущают представители поколения Z. Главной ценностью становится самореализация, а деньги в этой парадигме остаются лишь инструментом. И это еще один фактор, влияющий на популярность кластеризации. Кластер становится игровой комнатой, в которой вместе с единомышленниками можно создавать что-то новое и интересное.

В СССР, например, не было развито технологическое предпринимательство, то есть в экономике не было акцента на востребованных в масс-маркете продуктах. Сейчас можно придумывать не только принципиально новые продукты, но и переосмыслить то, что уже существует и предлагать некую улучшенную версию, которая точно заинтересует рынок. То есть возможностей для самореализации стало объективно больше.

Ваш вопрос
Телефон
E-mail